Профессиональное самоопределение школьников

Объединение всех педагогов, занимающихся вопросами профессионального самоопределения учащейся молодежи

Можно ли унаследовать профессию?

12 Январь, 2012 08:47

В некоторых семьях в силу сложившихся традиций к тому моменту, когда у ребенка возникает проблема выбора профессии, ни у кого не появляется никаких сомнений. Обычно в таких случаях говорят: «У нас в роду все военные», «Я не стала певицей, хотя и мечтала об этом всю свою жизнь, пусть дочка ею будет», «Мы назвали тебя в честь твоего дедушки, а он был известным адвокатом. Надеемся, что ты пойдешь по его стопам».

Подобная точка зрения очень древняя. Она ведет свою историю еще от Платона, который утверждал, что способности имеют биологическое происхождение, т.е. их проявление целиком зависит от того, кто был родителем ребенка, от того, какие черты унаследованы. Обучение и воспитание могут лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты их проявления в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в 3 года, Гайдна – в 4. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля – в 8 лет, у Ван-Дейка – в 10, у Дюрера – в 15.

При рассмотрении возможностей наследования способностей особенно впечатляет история семьи немецких музыкантов Бахов. Родоначальником семьи был булочник В.Бах, который отводил душу после работы музыкой и пением. У него было два сына, с них-то и начинается непрерывный род известных музыкантов, насчитывающий около 60-ти человек.

Установлено также, что прабабушка Л.Н.Толстого – Ольга Трубецкая и прабабушка А.С.Пушкина – Евдокия Трубецкая были родными сестрами.

В одной из старых научных работ, проведенных в рамках этой концепции, приводятся следующие данные. Определялась музыкальность детей, у которых либо оба родителя были музыкальными, либо оба не музыкальны. Результаты оказались таковы:

Родители

Дети

Музыкальны

не музыкальны

Оба музыкальны

85%

7%

Оба не музыкальны

25%

58%

Достаточно очевидно, что подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют отделить действие наследственности от среды: при выраженных способностях родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.

В пользу наследственных способностей свидетельствуют и существующие многочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей, педагогов… Однако в большинстве случаев следует говорить не о биологической, а о социальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-за наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию. Так, всем известна цирковая династия семьи Дуровых, в которой дети с самого раннего возраста принимают участие в представлениях, ухаживают за животными и дрессируют их, и в результате сами начинают вести аттракцион.

Концепцию наследственности способностей нельзя признать объясняющей все факты их проявления, и следование ей является скорее результатом психологической малограмотности. По существу, в настоящее время оно выступает как «удобное» объяснение наличия способностей (в качестве «дара природы») и освобождает от необходимости искать причины плохой дисциплины, успеваемости учащихся, требующие находить способы их устранения.

Представители другой точки зрения считают, что выбор профессии, впрочем, как и особенности психики человека, целиком зависит от качества воспитания и обучения. Так, еще в XYIII в. К.А.Гельвецкий провозгласил, что с помощью специального воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети из самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. В качестве примеров также говорят о случаях, когда ребенок в силу каких-то причин лишается возможности общения со взрослыми и сверстниками. В результате человека в полном смысле этого слова из него не получается. Это особенно ярко проявляется при встречах с так называемыми «детьми-маугли». Если таких детей удавалось найти и поймать, то после длительного пребывания среди зверей они уже не могли научиться говорить, по-человечески есть, ухаживать за собой и вскоре погибали.

Доказательством социального происхождения способностей могут служить также факты массового развития некоторых из них у разных народов. Так, известно, что среди представителей северных племен много хороших охотников, итальянцы любят и умеют петь, жители приморья – умелые рыбаки.

В некоторых случаях будущий профессиональный выбор оказывается предопределен сформировавшимися у родителей ожиданиями на основе ранних проявлений способностей; «Он уже складывает цифры как Лобачевский», «Она танцует, как Плисецкая».

Есть дети с поражающими умственными способностями. Их называют вундеркиндами. Вундеркиндом считался, например, Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв Французской академии. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет, а в 15 лет закончил уже два отделения философского факультета.

Помимо одаренности человек должен как минимум обладать соответствующими знаниями и умениями. Конечно, и традиции семьи, и ранние проявления способностей ребенка в какой-то области – веские аргументы в выборе конкретной специальности. Однако нередко они являются слишком субъективными и не основываются на реальных достижениях. Взрослые видят в своих детях то, что они хотят видеть: свои несбывшиеся мечты, неосуществленные стремления. Подобные факты имеют тем большее значение для правильного выбора, чем активнее стремится подросток включиться в деятельность, сопряженную с будущей профессией, чем критичнее и объективнее оценка его возможностей и притязаний.

Из всего сказанного становится ясно, что неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различными:

  • в одних случаях при высокой спонтанной активности ребенка это может быть нехватка соответствующих впечатлений – обедненная внешняя среда;
  • в других – при неблагоприятных условиях воспитания, например, при частых придирках, энергия ребенка может тратиться на переживания и как бы «откачиваться» от развивающихся способностей;
  • в-третьих – неправильное обращение со стремлениями и мотивацией, например, излишнее принуждение, может погасить активность ребенка и «засушить» способность.

Таким образом, изучение способностей и условий их развития должно происходить комплексно на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом. Ограничение изучением психологических параметров только одного уровня без учета других, в том числе природных предпосылок способностей, чревато серьезными последствиями как для отдельного человека, так и для общества в целом, поскольку хорошо известны последствия ошибок в выборе жизненного пути.

Рекомендую принять к сведению вышеизложенный материал, взвесить все «за» и «против» и сделать определенные выводы о том, какие советы давать родителям своих подопечных, чтобы не нанести вред последним: навязывать детям собственное мнение, желания и свои видения, или все-таки предложить прислушаться к «зову сердца»? Так что выводы за вами.

Не хотите поспорить, уважаемые коллеги?

 Информация  подготовлена  Ольгой Зайчиковой,

методистом отдела сопровождения профессиональной карьеры

Рекомендуемые публикации

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

 
Сообщество RusEdu © 2007 Информатика и ИКТ - Архив учебных программ
Support RusEdu
Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.