Роль педагогической диагностики в становлении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста
09 Октябрь, 2017 08:30
Взрослым, работающим с дошколятами
Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: ребенка с его индивидуальными особенностями, которые проявляться в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности ребенка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация.Профессиональная ориентация - руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека.
Стадии профессионального развития опираются на возрастное развитие и непрерывно связаны с возрастными этапами развития ребенка.
Традиционно периодом самоопределения является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий и овладение некоторыми трудовыми навыками происходит еще в дошкольном детстве, и осуществляется за счет развития эмоционального отношения к окружающим, к профессиональной деятельности родителей. Именно, с приходом в дошкольное образовательное учреждение начинается работа по сопровождению профессиональной направленности ребенка, которая непрерывно продолжается на всех этапах дошкольного и общего школьного образования.
На каждом возрастном этапе данная работа направлена на решение ряда задач:
Дошкольный возраст:
1.Определить индивидуальную одаренность ребенка, креативность, уровень творческого воображения.
2.Выстроить рекомендации для развития тех или иных склонностей, способностей.
3.Познакомить с миром профессий, выявить интересы ребенка.
Младший школьный возраст:
1.Отследить степень реализации предпочтений (с учетом ранней диагностики).
2.Определить сформированность задатков и склонностей ребенка.
3.Расширить представления о мире труда и профессий.
4.Формировать ценностное отношение к труду посредством выявления уровня мотивации на достижение успеха.
Средний школьный возраст:
1.Отследить динамику развития индивидуальных задатков и склонностей ребенка.
2.Определить профессиональные склонности ребенка, предрасположенность к определённым видам профессиональной деятельности.
3.Диагностировать ценностные ориентации.
Старший школьный возраст:
1.Соотнести динамику развития индивидуальных особенностей с предполагаемым выбором профессии.
2.Диагностировать профессиональные предпочтения личности.
3.Включить в профессиональную деятельность с учетом индивидуальных способностей и предпочтений.
«Пригодность к профессии может быть сформирована только в деятельности, а профессиональная деятельность для выбирающего профессию - это деятельность будущая». (В.А. Климов). Поэтому ранее выявление индивидуальных склонностей и развитие индивидуальных способностей и ориентаций личности, выстраивание профориентационных маршрутов поможет более осознанному и стойкому выбору профессии. Значительная роль в решении этого вопроса отводится педагогической диагностике, направленной на изучение интересов и предпочтений ребенка-дошкольника.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры, поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим. Т.С.Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля (Таблица 1).
Таблица 1
1. Основы театральной культуры |
|||
|
Высокий уровень: 3 балла |
Средний уровень: 2 балла |
Низкий уровень: 1 балл |
1. |
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает правила поведения в театре |
Интересуется театральной деятельностью |
Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре |
2. |
Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии |
Использует свои знания в театрализованной деятельности |
Затрудняется назвать различные виды театра |
2. Речевая культура |
|||
1. |
Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание |
Понимает главную идею литературного произведения |
Понимает содержание произведения |
2. |
Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев |
Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев |
Различает главных и второстепенных героев |
3. |
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения |
Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета |
Затрудняется выделить единицы сюжета |
4. |
Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи |
В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) |
Пересказывает произведение с помощью педагога |
3. Эмоционально-образное развитие |
|||
1. |
Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя |
Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности |
Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
4. Навыки кукловождения |
|||
1. |
Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем |
Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем |
Владеет элементарными навыками кукловождения |
5. Музыкальное развитие |
|||
1. |
Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы |
Передает в свободных пластических движениях характер музыки |
Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
2. |
Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета |
Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом |
Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом |
3. |
Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле |
С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец |
Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю |
6. Основы изобразительно-оформительской деятельности |
|||
1. |
Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять |
Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля |
Создает рисунки на основные действия спектакля |
2. |
Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе) |
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов |
Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов |
7. Основы коллективной творческой деятельности |
|||
1. |
Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем |
Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности |
Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Творческое задание № 1 Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям; уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь; уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке; подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей; уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы фигурок кукольного, настольного и теневого театров, фланелеграф.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого театра на фланелеграфе. Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям (детям младшей группы).
Творческое задание № 2 Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать; давать характеристики главных и второстепенных героев; уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала; подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю; уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь; проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
6. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3 Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки; уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец; уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки; проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход проведения
1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
5. Показ спектакля гостям.
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.
Диагностика развития музыкальных и артистических способностей у детей дошкольного возраста (Е.А.Антипина)
Средняя группа
Восприятие музыки. 1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. 2. Умение соотнести содержание музыки с картиной.
Пение. 1. Пение естественным звуком. 2. Попытка чисто интонировать. 3. Пение с удовольствием. Музыка и движение.
Музыка и движение. 1. Выразительность и ритмичность движения.
2. Владение достаточным объемом танцевальных движений. 3. Эмоциональный отклик на данный вид деятельности. 4. Владение элементарными навыками — начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.
Элементарное музицирование. 1. Устойчивый интерес к данному виду деятельности. 2. Передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка. 3. Чувство ансамбля.
Песенное творчество. 1. Способность отыскать нужную интонацию.
2. Танцевальное творчество. 3. Способность самостоятельно подобрать движение в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки.
Музыкально-игровое творчество. 1.Способность отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа. 2. Импровизационное музицирование. 3. Пытаться наиграть придуманные, мелодии.
Основные принципы драматизации. 1. Устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. 2. Попытка сочинить конец к заданной короткой истории или сказке. 3. Желание выступать перед зрителем (детьми, родителями).
Основные навыки театрального мастерства. 1. Способность к созданию выразительного образа в этюдах, играх-драматизациях, песенных и танцевальных импровизациях.
Старшая и подготовительная группы
Восприятие музыки.1.Эмоциональная отзывчивость на музыку. 2. Определение музыкального жанра. 3.Осознанное восприятие формы музыкального произведения. 4.Соотнесение мелодии музыки с ее эмоционально-образным содержанием.
Пение. 1. Пение естественным звуком. 2.Чистое интонирование в удобном диапазоне. 3. Пение без музыкального сопровождения. 4.Пение с удовольствием.
Музыка и движение. 1. Выразительность и ритмичность движений. 2. Отражение языка музыки в движении. 3.Достаточный объем танцевальных движений. 4. Эмоциональный отклик на данный вид деятельности.
Элементарное музицирование. 1.Устойчивый интерес к музицированию. 2.Владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах. 3. Передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка. 4. Чувство ансамбля.
Песенное творчество. 1.Способность найти нужную интонацию в заданном жанре, характере (на заданный текст).
Танцевалъное творчество. 1.Способность импровизировать в свободном танце.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста (на примере игр-драматизаций) (В.А.Деркунская)
Опросник для педагогов, направленный на изучение самоотношения к театрализованной деятельности дошкольников
1 часть
Уважаемые педагоги! Ответьте на предлагаемые вопросы, используя следующие варианты ответов: «да», «нет», «иногда».
1. Любите ли Вы ходить в театр?
2. Вы бываете в театре не реже, чем 1 раз в месяц?
3. Вам интересна театральная жизнь нашего города?
4. Вы скорее предпочтете посмотреть по телевизору передачу о жизни театральных актеров, режиссеров, исторической судьбе театра, чем художественный фильм, развлекательную программу?
5. Вы проявляете эрудицию при выборе спектакля, театра?
6. Вы бываете на всех премьерных спектаклях?
7. Вы активно участвуете в самодеятельных театральных постановках всю свою жизнь?
8. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на игру актеров?
9. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на литературную основу спектакля, ее режиссерскую интерпретацию, постановку?
10. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на костюмы актеров, сценографию (оформление сцены, декорации, свет)?
Обработка ответов осуществляется в соответствии с балльной шкалой, ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «нет» в 0 балов, «иногда» — 1 балл.
Интерпретация ответов.
Если Вы набрали от 0 до 10 баллов, то Вы равнодушны к театру, Вас не очень привлекает данный вид искусства, Вы не являетесь его ценителем. Скорее всего, у Вас другие интересы. Имея подобное отношение к театральному искусству, не ожидайте особых результатов от театрализованной деятельности своих воспитанников.
Если Вы набрали от 10 до 15 баллов, то Вас можно назвать человеком, проявляющим интерес к театру. Ваш интерес к театральному искусству, возможно, охарактеризовать как неустойчивый. Скорее всего, у Вас не хватает времени для постоянного поддержания подобного отношения к театру. Но если Вам удается попасть в театр, то Вы получаете истинное наслаждение и удовольствие, долго находитесь под впечатлением от спектакля. Скорее всего, увлекшись, Вы можете получить высокие результаты в работе с детьми по развитию театрализованной деятельности.
Если Вы набрали 15—20 баллов, то Вы — заядлый театрал, поклонник театрального искусства. Вы — ценитель театра. Вне театрального пространства Вы себя не представляете. Возможно, Вы и не подозревали об этом, но у Ваших воспитанников есть все шансы максимально раскрыться в театрализованной деятельности.
2 часть
Уважаемый педагог, продолжите, пожалуйста, предложения:
1. Под театрализованной деятельностью детей я понимаю...
2. Мое отношение к театрализованной деятельности детей...
3. Оно проявляется в том, что я...
4. Театрализованная деятельность в дошкольном, возрасте — один из важнейших развивающих видов детской деятельности, так как...
5. Фрагменты театрализации помогают мне решать такие педагогические задачи, как...
6. Я предпочитаю использовать в работе с детьми следующие виды театра...
7. Детское творчество в играх-драматизациях заключается в том, что...
8. В организации детских игр-драматизаций я, прежде всего, учитываю..
9. Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются...
Проанализируйте полученные результаты, обращая внимание на следующие моменты:
♦ Я скорее декларирую положительное отношение к театрализованной деятельности.
♦ Я много делаю для развития театрализованной деятельности до-школьников.
♦ Я недостаточно делаю для развития театрализованной деятельности дошкольников.
♦ Я испытываю трудности в развитии театрализованной деятельно-сти дошкольников (попытайтесь сформулировать их характер).
Диагностика профессиональной компетентности
Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации.
Ситуация 1.
Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре. Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.
Ситуация 2.
Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул. Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации? Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.
Ситуация 3.
Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок». Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?
Ситуация 4.
После полдника дети занимаются самостоятельными играми. Один ребенок решает разыграть сказку. Берет в руки кукол бибабо и приглашает других детей принять участие, но они заняты своими играми и не откликаются на предложение. Ваша реакция на сложившуюся ситуацию? Опишите свои действия.
Обратите внимание на следующие моменты.
√ Конструктивность решения ситуаций — Вам удается предложить решение, которое носит преобразующий позитивный характер. Удается найти не одно решение, при этом Вы не испытываете затруднений в их поиске. Решать ситуации, связанные с развитием театрализованной деятельности детей, Вам профессионально интересно.
√ Деструктивность решения ситуаций — не удается найти решения, позволяющего снять возникшие противоречия внутри ситуации. У Вас появляется много вопросов, связанных с театрализованной деятельностью детей, их поведением в ней и Вашими действиями в руководстве рассматриваемым процессом. При этом Вы не испытываете интереса и не мотивированы на решение ситуаций, связанных с развитием детской театрализованной деятельности.
√ Отказ решать предлагаемые ситуации. Преобладает раздражительность в попытке решить их. Вам необходимо задуматься об этом состоянии, проанализировать его.
Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях
Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5. Любишь ли ты играть в «театр»?
6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.
Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях
Первая часть
Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.
Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+», «—», фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.
Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссерского» типа, что проявляется в наличии таких умений, как:
• интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки;
• комбинирование замысла — соединение нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, описание образов предполагаемой постановки;
• планирование игры — организация спектакля.
Фамилия, имя ребенка
|
Структурные компоненты игры-драматизации |
Ведущий Мотив Игры
|
||||||||
Замысел |
Роль |
Восприятие |
||||||||
Интерпретация
|
Комбинирование
|
Планирование
|
При нятие
|
Пере дача смысла обра за
|
Импровизация
|
Внимание
|
Сопереживание
|
Воспроиз ведение впечатле ний
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского» типа, у которых:
• принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;
• передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов;
• возможна импровизация.
Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зрительскому» типу. Их основные характеристики:
• внимание — ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле;
• сопереживание — ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в целом;
• воспроизведение впечатлений — выражает свое эмоциональное состояние, настроение любыми доступными средствами детской художественной деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.).
Обратите внимание на ведущий мотив игры-драматизации. Если она возникает из-за замысла, то, очевидно, что ребенок — «режиссер», если из-за роли, то ребенок — «актер», если ведущий мотив — восприятие, то ребенок скорее «зритель». Возможно комбинирование позиций.
Дети, которых условно можно отнести к позиции «художник-оформитель», проявляются через графы «Замысел» и «Роль». Принципиальным в этом случае будет:
• интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженное в детских рисунках;
• комбинирование замысла — создание декораций спектакля;
• передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов.
С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.
Вторая часть. Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений.
Этюды и упражнения на выявление актерских умений
1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:
¦ Чудо остров!
¦ Наша Таня громко плачет... ¦ Карабас-Барабас
¦ Первый снег! Ветер! Холодно!
2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
3. Пантомимические этюды.
Котята:
• сладко спят;
• просыпаются, лапкой умываются;
• зовут маму;
• пытаются утащить сосиску;
• боятся собаки;
• охотятся.
Покажи:
v как танцует добрая фея на балу у Золушки;
v как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;
v как удивляется черепашка-ниндзя;
v как здоровается Снежная Королева;
v как обижается Винни-Пух;
v как радуется Бэтман.
4. Этюды на изменения тембра голоса.
Педагог. Киска, как тебя зовут?
Ребенок. Мяу! (Нежно)
Педагог. Стережешь ты мышку тут?
Ребенок. Мяу! (Утвердительно) Педагог. Киска, хочешь молока?
Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)
Педагог. А в товарищи щенка?
Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)
5. Интонационное прочтение стихов-диалогов.
6. Проговаривание скороговорок.
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли, Резиновая Зина упала из корзины,
Резиновая Зина измазалась в грязи.
7. Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».
8. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».
Этюды и упражнения на выявление режиссерских умений
1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).
2. Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с дошкольником.
Этюды и упражнения на выявление умений декоратора
1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.
2. Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контексте предлагаемых им декораций.
Беседа-игра на выявление зрительских умений
После просмотра спектакля, игры-драматизации проведите беседу:
- О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (На понимание равной мысли произведения.)
— Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (На понимание характера персонажей.)
- Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события? (Конкретно по действию.)
- Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?
— Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему?
— Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?
— Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас.
Проанализируйте умения детей в соответствии с критериями:
Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
Режиссерские умения — понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими.
Оформительские умения — художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды.
Зрительские умения — умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично); выражение мнения по поводу игры актеров.
Третья часть. Третья часть диагностики состоит из теста «ЗАРД», предназначенного для педагогов и родителей. Цель теста: изучить мнение родителей, воспитателей о предпочтениях ребенка при выборе игровых позиций.
Тест «ЗАРД»
Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».
Утверждения:
1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею........................................................
2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения…..
3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения..................................................................
4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение.......
5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы..................................................................
6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении..
7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»................................................................................................. …….
8. Ребенок может организовать игру с другими детьми................
9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому............
10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики.................................
11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации................................................................................
12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или не понравившихся персонажах...................................................................
13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям............................................................................................
14. Ребенок обладает лидерскими качествами.............................
15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью................................................................................
16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации......................................................
17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам......................
18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты........................................
19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)..............................................................
20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности..........................................................
Оценка результатов.
Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель):
• позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
• позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
• позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
• позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком.
Диагностика состояния игровой среды для театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Инструкция. Определите, соответствует или не соответствует выделенным критериям игровая среда в группе, в ДОУ. При заполнении таблицы используйте оценки: «+» — да; «—» — нет; «+—» — частично.
Результаты позволят сделать вывод о том, насколько эффективны внешние условия развития театрализованной деятельности детей в Вашей группе и дошкольном образовательном учреждении в целом.
Внешние условия игровой среды, способствующей развитию театрализованной деятельности детей |
Оценка |
|
1. Специальное помещение для театрализованной деятельности |
|
|
2. Устройство театра:
|
занавес зрительный зал декорации музыкальное оснащение осветительные приборы (рампа, прожекторы) |
|
Специальные помещения: |
мастерская режиссера мастерская оформителя место для хранения декораций |
|
Театральный реквизит: |
набор кукол ширмы для кукольного театра костюмы маски игровые атрибуты |
|
В группе детского сада 1. Наличие уголка театрализованной деятельности детей |
|
|
2. Различные виды театров: |
|
|
|
«бибабо» настольный теневой пальчиковый театр на фланелеграфе марионеточный |
|
3. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: |
|
|
|
набор кукол ширмы для кукольного театра костюмы элементы костюмов маски игровой реквизит |
|
4. Наличие атрибутов для различных игровых позиций |
|
|
а) «актер»: |
Костюмы маски куклы театральный реквизит грим элементы костюмов |
|
б) «режиссер»: |
Декорации различные материалы для изготовления театральных атрибутов стул режиссера сценарии, алгоритмы их составления книги образцы музыкальных произведений (кассеты с записью музыки) |
|
в) «зритель»: |
места для зрителей афиши театральная касса билеты в театр бинокль «деньги» номерки в гардероб реквизит для буфета |
|
г) «оформитель»: |
различные виды бумаги, ткани краски фломастеры клей карандаши нитки, пуговицы, коробки, жестяные банки сподручный материал природный материал |
|
В совокупности полученная информация будет служить основанием для планирования работы по развитию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Диагностический комплекс для исследования словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Диагностическое задание N1 «Назови профессию»
Цель: выявление уровня информированности о названиях профессий.
Оборудование: 5 картинок людей разных видов профессиональной деятельности (врач, парикмахер, портной, учитель, повар).
Инструкция: Педагог показывает ребенку картинку с изображением врача: «Посмотри внимательно и назови профессию этого человека». Затем показывает картинку с изображением парикмахера, портного, учителя, повара и также просит назвать профессию.
Диагностическое задание N2 «Назови предметы-помощники»
Цель: выявление уровня информированности о названиях орудий труда.
Оборудование: 5 картинок людей разных профессий ( врач, парикмахер, портной, учитель, повар).
Инструкция: Педагог показывает ребенку картинку с изображением врача: «Подумай и назови 5 предметов-помощников, которые потребуются врачу в его работе». Затем показывает картинку с изображением парикмахера, портного, учителя, повара и также просит назвать 5 предметов-помощников.
Врач – бинт, йод, вата, шприц, градусник.
Парикмахер – ножницы, расческа, машинка для стрижки волос, фен, бигуди.
Портной – ножницы, швейная машина, иголка, ткань, катушка с нитками.
Учитель – указка, книги, ручка, глобус, линейка.
Повар – кастрюля, половник, сковорода, нож, разделочная доска.
Диагностическое задание N3 «Кто что делает?»
Цель: выявление уровня информированности о профессиональных действиях.
Инструкция: Педагог обращается к ребенку: «Подумай и назови 5 слов-действий, которые выполняет врач» и т.д.
Врач – лечит, слушает, пишет, осматривает, выписывает.
Парикмахер – стрижет, моет, сушит, причесывает, накручивает.
Портной – измеряет, режет, шьет, пришивает, кроит.
Учитель – рассказывает, слушает, объясняет, пишет, читает.
Повар – режет, варит, жарит, печет, готовит.
Диагностическое задание N4 «Подбери слово».
Цель: выявление уровня информированности о профессиональных качествах.
Инструкция: Педагог обращается к ребенку: «Подумай и скажи, каким должен быть врач? (Парикмахер? Повар? Учитель?)».
Врач – внимательный, заботливый, умный, добрый, отзывчивый.
Парикмахер – вежливый, добрый, умелый, внимательный, талантливый.
Повар – добрый, умный, умелый, талантливый, внимательный.
Учитель – ласковый, добрый, любящий, умный, грамотный.
4 балла – точное выполнение задания;
3 балла – допускаются негрубые ошибки;
2 балла – выполнил с помощью взрослого;
1 балл – задания выполнены неверно.-
5-8 баллов – низкий уровень;
9-12 баллов – средний уровень;
13-16 баллов – высокий уровень.
Информация полготовлена Ольгой Зайчиковой
Рекомендуемые публикации
Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.